История изобретения лифта

Лифт – важное и полезное изобретение человечества. Это комфорт, экономия времени и сил. А для пожилых и больных людей просто спасение. Без лифтов невозможно представить современный город. Да и облик городов был бы совершенно другим – без многоэтажек, не говоря уже о высотках и небоскребах. А ведь многоэтажные дома – это экономия земли, такой дефицитной в городах. Без них немыслимы города-миллионники. Возможно, что они и существовали бы, но при этом занимали огромные площади земли и растянулись бы на сотни километров. А высота домов вряд ли превышала 5 этажей.

119Немного истории…
Прообразом лифта — было подъемное устройство в древнеримском городе Геркуланум, судьба которого такая же, как и Помпеи. Оба эти города находились у подножия вулкана Везувий, предрешившего гибель этих городов. Во время раскопок были обнаружены уцелевшие части подъемника. Оказалось, что этот подъемник использовали для доставки приготовленных блюд из кухни на первом этаже в столовую, находящуюся на втором этаже. Интересно, что этот подъемник работал при помощи силы человеческих мускул. Считают, что дата этого изобретения около 79 года новой эры (время извержения Везувия).

118Есть и более ранние письменные свидетельства о прообразах подъемных механизмов. Существует рукопись «Десять книг об архитектуре» 236 года до новой эры (по оценке историков), где есть указание на то, что конструкцию лифта разработал Архимед из Сиракуз по заказу архитектора Витрувия.

Во дворце императора Нерона тоже не обошлись без этой диковинки. Там при помощи лифта поднимали грузы и людей. Кроме того, на сцену театра актеров и декорации. Нерон часто устраивал театральные представления у себя во дворце. Этот подъемный механизм также работал при помощи мускульной силы.

Да и в римском Колизее применяли лифты (их было 12) для подъема на поверхность арены животных, оружие и самих участников гладиаторских боев. Остались свидетельства очевидцев, что они приводились в действие при помощи системы блоков, обслуживающими их рабами.

Франция 18 века была передовым государством в вопросах внедрения всевозможных новинок, в том числе и технических. По велению короля Франции Людовика XV в Версальском дворце в 1743 году был построен пассажирский лифт, произведший фурор у придворных. Однако, он предназначался только для его Величества с целью без труда посещать свою любовницу, будуар которой был на втором этаже.

117В Петербурге внедрили подобную новинку, но в виде самоподъемного кресла. Его испытали на канцлере А. Безбородько, который был очень упитанным человеком. Это привело царедворца в состояние возбуждения, граничащего с паникой. Этот своеобразный прообраз лифта был создан И. Кулибиным — выдающимся русским изобретателем. Подъемное кресло стало любимым развлечением обитателей и посетителей царского дворца. И оно было первым пассажирским лифтом в Российской империи. А приводился в действие, увы, простыми живыми людьми.

Новый век принес и новые изобретения. В 1800 году впервые в качестве движущей силы лифта была применена не сила мускул, а паровая машина. Владелец одной из угольных шахт в Америке решил применить подъемник, с целью повышения производительности труда и эффективности производства. Паровая машина с этим справилась замечательно. Вот с этого и началось коммерческое использование лифтов. В 1835 году паровые лифты появились уже на предприятиях Англии.

Но вместе с совершенствованием лифтов, паровые машины создавали и определенные проблемы, ведь паровая машина должна была постоянно находиться в рабочем режиме. Для постоянной работы это нормально, но во многих случаях лифты требовались эпизодически. Поэтому содержать такой лифт становилось не рентабельно. Кроме всего прочего, паровые лифты были шумными. Нужно было эти проблемы решать.

116И в 1845 году был разработан первый гидравлический лифт. Его создателем был американец Вильям Томпсон. Поэтому появилась возможность паровую машину (как источник создания давления в жидкости) вынести за пределы здания. С этого времени появилась возможность устанавливать лифты в жилых домах. Гидравлический лифт тоже имел свои недостатки, но это все же был мощный прорыв в эволюции лифта.

Следующим шагом было создание гидравлического аккумулятора для осуществления постоянного давления воды, которая поступала в цилиндр. Его создал инженер Вильям Армстронг, это произошло в 1851 году. Крупные гостиницы в Англии для поднятия своего престижа в 60-х годах XIX столетия начинали устанавливать у себя гидравлические пассажирские лифты.
Еще какое-то время паровые и гидравлические лифты параллельно сосуществовали, но вскоре им на смену пришел кардинально новый лифт. И творцом его был американский инженер Элайша Грейвс Отис. Лифт начал работать на совсем другом принципе и стал совершенно безопасным, что немаловажно, особенно в пассажирском варианте.

115Как часто бывает, идея изобретения к Отису пришла случайно. Это было в 1852 году. При конструировании подъемника для доставки досок на второй этаж, Грейвс Отис решил закрепить трос при помощи упругой пластины-рессоры, а по сторонам подъемника установить зубчатые рельсы. Даже если бы канат оборвался, то пружина бы резко распрямлялась и заклинивалась в рельсах. Для этого и существовали зубцы. Поэтому и не происходило падение подъемника, что делало лифт безопасным.

После этого изобретения Отис создал фирму «Otis Elevator», которая начала производство безопасных лифтов.
Для продвижения своего изобретения и рекламы лифта Отис придумал вроде циркового номера, демонстрирующего безопасность лифта своей конструкции. Отис стоял на открытой платформе подъёмника, а в это время его ассистент мечом перерубал удерживавший её канат. Платформа начинала падать, но вдруг резко останавливалась на месте, благодаря так называемым ловителям.
Скорость первого пассажирского лифта фирмы «Otis Elevator» была 20 сантиметров в секунду, грузоподъемность 5 человек. Он был установлен на Бродвее в пятиэтажном магазине. Это событие произошло в 1857 году.

114Но самыми востребованными лифты стали, когда в США приступили к строительству небоскребов. Идея строительства таких зданий даже не возникла бы, если бы не был изобретен лифт.
В домах высотностью не выше 20 этажей чаще всего применяли гидравлические лифты, которые двигались значительно быстрее паровых. Гидравлика постоянно совершенствовалась, менялось расположения цилиндра и поршня, стал применяться канат, поднимавший кабину при помощи системы блоков.

Фирма «Otis Elevator» не стояла на месте в совершенствовании существующих лифтов и создании новых вариантов. В 1859 году был построен винтовой лифт в отеле «Пятая авеню». Лифтовая кабина двигалась по огромному винту как гайка. При вращении винта вправо, кабина поднималась, а влево – опускалась. Но кабина при этом не вращалась, рельс-ограничитель фиксировал ее положение. Для вращения винта применялась паровая машина, находящаяся в подвале. Но таких лифта установили всего два. И проработали они всего 16 лет. Они были очень медленными и неудобными в эксплуатации. Да и производство их оказалось дорогим.

112Инженер Леон Эдду в 1867 года в Париже во время Всемирной выставки представил новую конструкцию гидравлического лифта. В этом лифте кабина поднималась на четырех чугунных колоннах, которые были основой лифтовой шахты. Внутри пустотелых колонн на цепях двигались противовесы. Кабина закреплялась на головке плунжера, состоящего из четырех частей.
Техники и эксперты того времени раскритиковали такую конструкцию лифта, объявив ее непригодной для многоэтажных зданий. Но Леон Эдду настаивал на перспективности данной модели лифта. И для доказательства этого изготовил лифт с плунжерным цилиндром прямого действия, способным поднять лифтовую кабину на высоту 128,5 м. Эта модель была представлена на Парижской выставке 1878 года. Для создания давления в цилиндре использовалась вода из городского водопровода. Сам колодец, в котором размещался цилиндр, своим основанием находился на глубине 16 метров ниже уровня моря. Доказательством жизнеспособности лифта такой конструкции было то, что такой лифт был установлен на Эйфелевой башне. Благодаря этому, Эйфелеву башню смогли посещать туристы и местные жители для обзора Парижа со смотровой площадки башни.

109С 1874 года фирма «Otis Elevator» начала изготавливать гидравлические лифты (грузовые и пассажирские) своей конструкции, не желая уступать конкурентам, которые производили подобные подъемники.

Противостоянию гидравлических и паровых лифтов положило конец изобретение электрического лифта, вернее, использование электричества в качестве движущей силы. В 1880 году немецкая компания инженера Вернера фон Сименса представила свое изобретение. Это был первый в мире электрический лифт. Произошло это событие в городе Мангейме. Лифт работал с невиданной скоростью и поднимался на высоту 22 метра за 11 секунд.

100Компания «Otis Elevator» старалась не отставать в вопросе создания электрифицированных лифтов и в 1889 году установила такой лифт в небоскребе города Нью-Йорка.
Прорывом в безопасном использовании лифтов было то, что была придумана и внедрена система блокировки дверей лифтовой шахты при отсутствии кабины на этаже. Патент за такое изобретение получил американец А. Майлс в 1889 году. Это дало толчок в распространении лифтов по всему миру.

В дальнейшем конструкторы лифтов улучшали систему управления лифтами, в основном для облегчения пользования ими простым людям, не привлекая для этого дополнительный персонал. Ведь первые лифты обслуживал целый штат сотрудников. Потом появилась возможность задействовать только одного лифтера на лифт и одного механика на все лифты здания. Но, возможность вызова лифта нажатием кнопки на этаже (в 1924 году созданная фирмой «Otis Elevator») и изобретенные в 1926 году инженером Хаугтоном автоматические двери, позволили упростить обслуживание лифтов.

101Нумерация этажей в лифтах имеет свои нюансы в разных странах. В США и Канаде нет кнопки с 13 этажом, после 12 сразу указан 14 этаж. В Латинской Америке и почти во всех странах Европы первым этажом считается этаж, привычный для нас как второй. В Китае и соседних странах в больницах отсутствует в лифте кнопка четвертого этажа. Ведь по-китайски слово «четвертый» созвучно со словом «смерть». Вот и приходится создателям лифтов учитывать привычки и даже предрассудки людей.

Вот такой небольшой экскурс в эволюцию лифта – от времен античности до наших дней. Наука не стоит на месте, и мы можем стать свидетелями еще многих улучшений и усовершенствований привычного для современного человека средства передвижения – лифта. Главное, чтобы он был безопасным, удобным и быстрым!!!